Бурлукская СШ-Учебный план 6К-7К кл. 2022-2023

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
приказом директора
МКОУ Бурлукской СШ
от ____________ №
Директор ______ В.С. Ноздренков

УТВЕРЖДЕН
на педагогическом совете
МКОУ Бурлукской СШ
протокол от __________№
Директор ______ В.С. Ноздренков

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
обучающихся 6К -7К классов
по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС
(Приказ №1599, вариант 1)
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Бурлукская средняя школа»
Котовского муниципального района Волгоградской области
на 2022– 2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план МКОУ Бурлукской СШ (далее ― Учебный план) для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным
предметам 6К-7К класса
ов.
Учебный план для ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составлен в соответствии с требованиями нормативноправовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 г. №ВК-1788/07 «Об организации образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования" с изменениями и дополнениями;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100).
• решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20).
Учебный план содержит:

учебные предметы;

специальные коррекционные занятия (по СБО, развитию устной речи на основе изучения
предметов и явлений окружающей действительности);

индивидуальные и групповые коррекционные занятия (логопедические) с логопедом и
психологом.
. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое
на их изучение в 6К-7К классах.
В учебном плане представлены семь предметных областей. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область

№
п/п
1

Обязательные
Основные задачи реализации содержания
предметные
области учебного плана
Язык и речевая практика Русский язык Формирование первоначальных навыков чтения
и письма при овладении грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения
и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) Осознание значения чтения для
решения социально значимых задач, развития познавательных
интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций. Формирование и развитие техники
чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и
возрасту
литературных
текстов.
Формирование
коммуникативных навыков при чтении литературных
произведений.

2

Математика и
информатика

Математика Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и другими).
Овладение
способностью
пользоваться
математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских
задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры в различных видах
практической деятельности). Развитие способности использовать
некоторые математические знания в жизни. Формирование
начальных представлений о компьютерной грамотности.
ИНФОРМАТИКА. Сформировать представления, знания и
умения, необходимые для жизни и работы в современном
высокотехнологичном обществе. Познакомить с приёмами работы с
компьютером и другими средствами икт, необходимыми для
решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских
и профессиональных задач. Способствовать коррекции и развитию
познавательной деятельности и личностных качеств с учетом их
индивидуальных возможностей.

3

Естествознание

Природоведение Формирование элементарных знаний о живой и
неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними.
Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие
активности, любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии с миром живой и неживой природы.
География. Сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
умение
использовать географические знания и умения в повседневной
жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений,
адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения
безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного
поведения в окружающей среде.
Задачи изучения географии: Формирование представлений о
географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей. Формирование
представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран.Формирование умения
выделять, описывать и объяснять существенные признаки

географических объектов и явлений. Формирование умений и
навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф. Овладение основами
картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической
карты для получения географической информации. Формирование
умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Биология. Позволяет решать задачи экологического, эстетического,
патриотического, физического, трудового и полового воспитания
детей и подростков. Воспитание у обучающихся чувства любви к
природе и ответственности за ее сохранность. Дает понять, что
сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и
поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих
поколений.
4

Человек и общество

5

Искусство

Основы
социальной
жизни
Развитие
навыков
самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности
более широкой жизненной ориентации обеспечения безопасности
жизнедеятельности.
Усвоение
морально-этических
норм
поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в
жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии
ребенка, сохранении и укреплении его соматического,
физического
и
психического
здоровья,
формировании
правильного уклада семейных отношений.
Мир истории. История Отечества. Формирование
первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда
человека
на
различных
исторических
этапах
его
развития.Формирование
первоначальных
исторических
представлений о «историческом времени» и «историческом
пространстве». Формирование исторических понятий: «век»,
«эпоха», «община» и некоторых других. Формирование умения
работать с «лентой времени». Формирование умения анализировать
и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и
обобщения. Воспитание интереса к изучению истории.
Музыка Формирование и развитие элементарных умений и
навыков,
способствующих
адекватному
восприятию
музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса
к музыкальному искусству; формирование простейших
эстетических ориентиров.
Изобразительное искусство Формирование
умений
и
навыков изобразительной деятельности, их применение для
решения
практических
задач.
Развитие
художественного вкуса: умения отличать "красивое" от
"некрасивого"; понимание красоты как ценности;
воспитание необходимости в художественном творчестве

6

Технология

Профильный
труд
Формирование
трудовых
умений,
необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения
адекватно применять доступные технологии и освоенные
трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и
трудового
взаимодействия.
Приобретение
навыков
самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание
чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется
исходя из региональных условий, ориентированных на
необходимость в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей
психофизического
развития,
здоровья,
возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
и
их
родителей
(законных
представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в
себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой
деятельности. Совершенствование трудовых
умений по
выбранному профилю труда осуществляется в трудовой практике,
определение ее содержания и организация осуществляется
самостоятельно образовательной организацией с учетом
региональных условий и необходимости в рабочих кадрах, а
также в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

7

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная физическая культура)
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к
физической культуре (адаптивной физической культуре) и
спорту, формирование необходимости в систематических
занятиях физической культурой (адаптивной физической
культурой) и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты,
силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой
атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в
соответствии с возрастнымии психофизическими особенностями
обучающихся.Коррекция недостатков познавательной сферы и
психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой
сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

Область «Язык и речевая практика» – образовательная область, включает основные
предметы учебного плана « Русский язык» и « Чтение».
Область «Математика и информатика» представлена необходимым предметом для
развития памяти, пространственного мышления, логики - «Математика» в 6-7 классах и
«Информатика» в 7 классе.
В 6-ом классе в образовательной области «Естествознание» ведется курс
«Природоведение» и в 7-ом классе «География» и «Биология».
В образовательной области « Человек и общество»: «Основы социальной жизни» в 67 классах, «Мир истории» в 6 –ом классе и «История Отечества» в 7-ом классе.
Область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая
культура»
Предметная область «Технологии». Учебные предметы: Профильный труд.
Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и
навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой
деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей,
характерных для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (умственная отсталость), а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, использованы на введение 1 часа практикума «За страницами учебника
математики» и введение курса социальной направленности «Социально-бытовая
ориентировка». Данные учебные занятия позволят обеспечить различные интересы
обучающегося и удовлетворение особых образовательных потребностей.
Коррекционно-развивающая область.
Коррекционно - развивающая область согласно требований ФГОС ООУО
формируется, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной
отсталостью на основании рекомендаций психолого - медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации инвалидов, является обязательной и
представлена коррекционно - развивающими
занятиями учителя-логопеда(3 часа),
дефектолога (3 часа).
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и
методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная деятельность,
конструирование и др.).
Направления внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
внеурочная
деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,

общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как индивидуальные и
групповые занятия, экскурсии, кружки, соревнования, спортивное занятие,
общественно - полезные практики и т. д.
Учебным планом МКОУ Бурлукской СШ в 6-7 классах основные направления
внеурочной деятельности реализованы в следующих организационных формах:
духовно-нравственное направление: курс - «Россия начинается с меня» (1 час);
социальное направление: кружок - «Я и общество» (1 час); общекультурное
направление: кружок - « Правила этикета» (1 час); общеинтеллектуальное направление
–«Занимательная математика»..
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе. Школа предоставляет
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) определяет МКОУ
Бурлукская СШ.
Результаты освоения программы учебного предмета
Предполагаются два вида результатов освоения программы учебного
предмета обучающимися: личностные и предметные. В структуре планируемых
результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, которые включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы целесообразно
опираться на следующие принципы:
1. дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей,
обучающихся с ОВЗ;
2. динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей,
обучающихся с ОВЗ;
3. единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ОВЗ, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются
одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения
программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы, выступает наличие
положительной динамики обучающихся в освоении предметов.
Ожидаемые результаты составляют целостную характеристику, отражающую
взаимодействие компонентов образования: что обучающийся должен знать и уметь на
данной ступени образования; что из полученных знаний и умений он может и должен
применять на практике; насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП могут
потребовать внесения изменений в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся с ОВЗ и связанными с ними объективными трудностями.
Данные изменения включают:

организацию и проведение аттестационных мероприятий в индивидуальной
форме;

увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5 - 2 раза в
зависимости от индивидуальных особенностей здоровья обучающегося;

адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового
(контрольнооценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и

письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок
инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.);
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения
(минимальный и достаточный уровень усвоения). Предметные результаты обучающихся с
умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Коррекционно-развивающая область представлена ритмикой и коррекционными
занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия). Коррекционно-развивающее
направление является обязательным; оно поддерживает процесс освоения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержания АООП. Его
содержание регламентируется содержанием коррекционно-развивающей области,
представленной в учебном плане. Основные задачи реализации содержания.
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие
координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Развитие психомоторики и
сенсорных процессов. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и
интеллектуальных
процессов.
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной
отсталостью
на
основании
рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область
отводится 6 часов в неделю.
Внеурочная деятельность организуется по четырем направлениям: духовнонравственное, социальное, общекультурное,общеинтеллектуальное в таких формах как
индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, общественно полезные
практики.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучающимся предоставляется
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционная подготовка осуществляется в направлениях: коррекционные курсы
(развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности,
социально-бытовая ориентировка) и обязательные индивидуальные и групповые
коррекционные занятия (логопедические занятия).
В рамках коррекционной подготовки детей с УО предусмотрены также
индивидуальные и групповые занятия по логопедии, которые строятся на основании
рекомендаций, данных психолого-медико-педагогической комиссией при обследовании

детей, и связаны с коррекцией устной и письменной речи, обогащением словарного
запаса, развитием коммуникативных навыков детей с нарушениями интеллекта.
Коррекционные занятия, включенные в учебный план, способствуют формированию
навыков принятия самостоятельного решения и повышают социальную защищенность, но
не входят в предельно допустимую нагрузку обучающегося при 5-дневной учебной
неделе.
Продолжительность учебного года в 5 классе — 34 недели. Продолжительность учебной
недели– 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в 1-ую смену. Продолжительность учебной нагрузки
на уроках не превышает 40 минут. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

Учебный план АООП (вариант1) для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Предметные
Классы
области
VI
VII Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
4
4
8
практика
1.2.Чтение
4
4
8
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
4
3
7
2.2. Информатика
1
1
3. Естествознание 3.1.Природоведение
2
2
3.2.Биология
2
2
3.3. География
2
2
2
4.
Человек
и 4.1. Мир истории
2
2
общество
4.2. Основы социальной 1
2
3
жизни
4.3. История отечества
2
2
6.
Физическая 6.1. Физическая культура
3
3
6
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
6
7
13
Итого
28
30
58
Часть,
формируемая
участниками 2
2
4
образовательных отношений
1.Математика
1
1
2
2.Русский язык
1
1
2
Максимально
допустимая
недельная 30
32
62
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
6
6 12
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)
3
3
логопедия
3
3
психология
Внеурочная деятельность:
4
4 8
Общеинтеллектуальное направление
Духовно-нравственное направление
Социальное направление
Общекультурное направление
Спортивно-оздоровительное
Всего к финансированию

1
1
1
1
40

1 2
2
1 2
1 2
1
42
82


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».